Психологическое воздействие на пациентов: эгротогения, влияние семьи, синдром студента 3 курса, интернет, доверие врачу

Психологическое воздействие на пациентов: эгротогения, влияние семьи, синдром студента 3 курса, сведений из интернета; нужно ли доверять врачу.

Эгротогения

Эгротогения

Влияние одних пациентов на других в вопросе правильности лечения может определить исход болезни. Такое влияние получило название «эгротогения«, производное от латинского aegrotus – больной, греческого genes – порождающий, вызывающий. Термин ввёл С.С.Либих в 1968 году.

Эгротогения   – это негативное психологическое влияние больных друг на друга при их длительном общении, особенно при наличии тревожности, ипохондрии, повышенной внушаемости и потребности разговаривать о болезнях, в результате появляются новые симптомы невротического характера или усиливаются имеющиеся. Один из вариантов психогении.

Типичное выражение таких пациентов: «Чужие болезни переходят на меня».

Не путайте эгротогению с  переживаниями близких людей, испытывающих похожие симптомы болезни на себе.

  • Пример из жизни. Мужчина при катании на коньках упал навзничь, возникла резкая боль в спине. Предположили, что у пострадавшего компрессионный перелом грудных позвонков. В течение нескольких часов у него наблюдались выраженные боли в спине. Такие же боли в области поясницы одновременно возникли и у его жены. Причина болевого синдрома разная: у мужчины — от удара и страха перелома, у женщины — от напряжения мышц из-за беспокойства о здоровье мужа. После исключения травмы по рентгенограмме, боль прошла у обоих в течение нескольких минут, когда оба расслабились.

Не путайте эгротогению с «синдромом студента 3 курса«, при котором студенты медицинского института, изучающие заболевания, открывают у себя большинство из них.

  • Пример жизни. При прохождении цикла обучения в кожно-венерологическом диспансере студенты ощущают нервный зуд. Симптомы почесухи (пруриго) купируются у студентов без лечения при отвлечении или по окончании цикла кожных болезней, усиливаются при осмотре пациентов с педикулезом или яркими кожными проявлениями.

Распространена эгротогения в условиях тесного контакта людей и наличия свободного времени. Не обойтись без эгротогении  в стационаре, в общей больничной палате, в очереди на амбулаторный прием к врачу, в регистратуре, в санатории.

Очередь в поликлинике

Очередь в поликлинике

Врач амбулаторного приёма зачастую вынужден быть свидетелем дискуссий за дверью кабинета. Тут можно услышать как благодарность пациентов, так искаженную интерпретацию и злословие, хотя при общении в кабинете врача поведение разительно отличается. После такого общения у кабинета к предшествующим жалобам пациентов примешиваются новые, с эмоциональной окраской и яркими вегетативными проявлениями. Часть времени приёма приходится уделять, разубеждая пациентов в отсутствии у них этих новых болезней. Иначе, врачи вынуждены назначать больше седативных препаратов.

  • Пример из жизни. Мама пациента с эпилепсией, обсудив тактику лечения возле кабинета с другой мамой, у ребенка которой иная форма эпилепсии, разные препараты. Заходя в кабинет врача, проявляет недовольство планируемой отменой противоэпилептической терапии у ребенка. Длительная ремиссия по эпилепсии позволяет начать отмену противоэпилептических препаратов через 3 года после последнего приступа при доброкачественных формах эпилепсии. Но мама желает продолжать лечение, что связано со страхом рецидива приступов, о которых она слышала у кабинета.  Убедить её начать постепенное снижение дозы противосудорожных препаратов  удалось только во время следующего визита к врачу через 6 месяцев. Препарат отменен, приступов у ребенка больше никогда не было, но у мамы возникает паника при мыслях о возобновлении судорог.

Более подвержены этому мнению люди преклонного возраста, матери детей раннего возраста и  тяжелобольных детей.

Проявления  феномена эгротогении мог испытывать на себе практически каждый, находясь в очереди пациентов, в виде возникновения сомнений, напряжения, тревоги, паники, желания отказаться от лечения или покинуть клинику.

Такое влияние оказывают так называемые «бывалые» и психопатичные пациенты.

Их козырь – информация из популярной литературы. Со словами: «Я прочитал весь интернет,» они выстраивают свои  умозаключения, которые выдают за мнения экспертов.

Они считают себя подготовленными гораздо лучше большинства врачей. Они падки на любые сенсационные статьи, поданные как эффектные рекламные ходы о медицинских открытиях, рекламируемых препаратах, и чаще всего искажённо воспринимают подобную информацию, как через фильтр, через «кривое зеркало».

Стоит им попасть в поликлинику, стационар, детский сад или любую очередь, то они настойчиво организуют вокруг себя круг единомышленников и слушателей, донося ложные околомедицинские знания.

Часто враждебные и самоуверенные «знатоки», дают советы,  высказывая сомнения по поводу назначений врача, намекая на его низкую зарплату и, следовательно, отсутствие профессионализма.  Эти «доброжелатели» настраивают на неблагоприятный прогноз, основываясь на своём мрачном опыте. При красочном описании возникших у них побочных действий препаратов, создают настрой на появление подобных феноменов у слушателей.  Такие пациенты подрывают авторитеты и формируют негативное отношение к врачам.

Особенно велика степень негативного воздействия на окружающих с подобными, как  у них, синдромами. Последствия этих советов у аудитории проявляется в виде уныния и депрессии.

Даже профессионал, который не является вашим лечащим врачом, не осведомлен обо всех необходимых данных о пациенте, не уполномочен давать советы и интерпретировать результаты обследования.

Что ответят врачи для разоблачения мифов о лечении?

Создана отдельная отрасль – доказательная медицина. Для доказательства эффективности и безопасности лекарственных препаратов и методов терапии предъявляются высокие требования при получении статистических достоверных результатов исследований, а не мнений авторитетов.

Но укоренившееся мнение изменить сложно у негативно настроенных пациентов, впитавших в себя яркие изречения из желтой прессы, которые для красного словца, манипулируют популярной темой здоровья.

Вот одна из таких популярных в последнее время тем: О вреде лекарств.

 

Что лучше: лекарство или биодобавка.

Случай на приеме из личной практики. Назначила ребенку определенный препарат. Поясняю родителям, что он безопасный, разрешен детям с первых дней жизни; что мягкий, хорошо переносится; что эффективный. Его задача — питать клетки головного мозга, восстанавливать нарушения, о которых я вам ранее рассказала.

Сообщаю, в какой дозе, как долго и в каком виде принимать лекарство.

Мама, выслушав информацию, уточняет: «Все понятно. То есть он не является лекарственным средством?»

Я отвечаю: «Почему же не является? Он является именно лекарственным средством, а не биологической добавкой к пище. Он доказал свою эффективность и безопасность, прошел все испытания, разрешен для использования и у детей с первых дней жизни, продается в аптеке, официально отпускается без рецепта врача».

Мама смотрит уже другими глазами, боясь давать ребенку лекарство.

Хотя не лекарство, а БАД она  была согласна давать.Не является лекарством

У современных людей сложились стереотипы мышления о вреде лекарств, но безусловной  пользе средств, которые не являются лекарством, а только биологической добавкой к пище. Слоган  «Не является лекарственным препаратом» —  звучит как реклама.

Из инструкции к этому препарату: 

Фармакологическое действие: Ноотропное средство, обладает нейрометаболическими, нейропротекторными и нейротрофическими свойствами. Повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсичных веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах, сочетает умеренное седативное действие с мягким стимулирующим эффектом, обладает противосудорожным действием, уменьшает моторную возбудимость с одновременным упорядочением поведения. Повышает умственную и физическую работоспособность. Способствует нормализации содержания ГАМК при хронической алкогольной интоксикации и последующей отмене этанола. Проявляет анальгезирующее действие.

После такой инструкции хочется принимать такое чудо-препарат!

Заметьте, что врачу не требуется продать лекарство, получить прибыль. Врачу важен результат. Задача доктора: достигнуть выздоровления или улучшение состояния пациента. Поэтому важно, что пациент выполняет рекомендации врача в полном объеме и, благодаря этому, выздоравливает.

Комплаентность – точное следование инструкциям врача. Поэтому врачу важно внушить доверие и достигнуть выздоровления.

Вам обязательно поможет то, что доктор прописал! Будьте здоровы!

Иная ситуация у тяжелых, неизлечимых пациентов, когда проводя рациональную терапию и уход, следует помочь  и снять неприятные симптомы, по возможности облегчить страдания, оказать поддержку.

Из статьи мы узнали, какие методы психологического воздействия на пациентов могут быть оказаны: негативное влияние больных друг на друга при длительном общении обозначенное термином «эгротогения»; боль и переживания близких людей; синдром студента 3 курса с переносом на себя всех изучаемых симптомов; интерпретация информации из интернета. Повысить результативность оказания медицинской помощи можно путём повышения комплаентости пациентов, применяя  принципы доказательной медицины, повышения профессионализма врачей и воспитание в обществе доверия к современной медицине.

Видео о доверии пациента к врачу, и как работает плацебо.

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus

Ответить

Вы можете использовать эти тэги HTML для форматирования текста комментария: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>