Меню (жмите)

Если у Вас эпилепсия, то о каких жалобах и как нужно рассказать врачу

Приходя на приём эпилептолога, одно из важных этапов обследования – сбор жалоб. Какие жалобы при эпилепсии имеют значение?

эпилепсия жалобы 1
эпилепсия жалобы 1

От того, как сумеет пациент и его родственники  рассказать о симптомах; а также от того, как врач сможет выспросить эти жалобы, зависит правильность постановки диагноза.

Собираясь на приём к врачу, пожалуйста,  вспомните, проанализируйте, при необходимости сделайте себе  письменные пометки, подготовьтесь к опросу врача. Обязательно возьмите с собой все имеющиеся и относящиеся к истории болезни пациента медицинские заключения, выписки, результаты обследований, по возможности  и медицинскую карту пациента или ксерокопии.

Жалобы при эпилепсии, относящиеся к приступам.

1. Когда случился первый приступ.

Например, ночью через 20 минут после засыпания, у компьютера, при неприятном разговоре с мужем, в душном помещении, при заборе анализа крови, в острый период черепно-мозговой травмы и прочие значимые для диагностики факторы:

На фоне высокой температуры и течения ОРВИ,
Утром натощак в транспорте,
После восьмого урока в школе,
Во время контрольной работы в школе,
При просмотре телевизора,
При пробуждении.
Требуется подробно описать время суток, дату, возраст человека при дебюте приступов, с какими обстоятельствами связан.

2. Описание характера приступа.

1. С чего начинается приступ.

2. Как выглядит приступ при эпилепсии.

3. Какие наблюдаются движения (тонические – то есть тянуло, клонии – то есть подергивания, остановка деятельности),

3. Продолжительность приступа (секунды, минуты, часы, сутки).

4. Что наблюдается после приступа (вялость, сонливость, активность, обычное самочувствие, общая слабость).

5. Реакция на окружающих во время приступа (не реагировал, слабая реакция, вступал в контакт, помнит или не помнит приступ).

6. Положение глаз, лица, конечностей, туловища во время приступа.

3. Частота приступов.

Один или несколько раз в минуту, часы, дни, месяцы, годы, всего 1 приступ.

4. Ответ приступов на терапию (на какую именно).

Как изменилась частота и сила приступов при применении определенных противоэпилептических препаратов (учащение, урежение и ослабление, без изменений, прекращение приступов), при изменении их дозы, при введение нового препарата.

Как пациент привержен лечению, насколько тщательно соблюдает рекомендации врача. Этот важный показатель в медицине называется комплаентность, означает делать всё, что доктор прописал.

Не все приступы являются эпилептическими. Требуется подробно изучить все симптомы и исключить не эпилептические приступы. Такие заболевания также нуждаются в лечении, но не противоэпилептическими препаратами.

2. Жалобы, относящиеся к сопутствующим заболеваниям нервной системы.

  1.  Головные боли.
  2. Головокружения.
  3. Боли в шее, спине.
  4. Сон.
  5. Возбудимость, эмоциональная лабильность.
  6. Аффективно-респираторный синдром (у детей до 3 лет).
  7. Утомляемость.
  8. Переносимость нагрузок, душных помещений, транспорта.
  9. Метеочувствительность.
  10. Возрастные изменения (начало месячных, подростковый период).
  11. Успеваемость в школе, соответствие в развитии речи  возрасту сверстников в детском коллективе.
  12. Нагрузка в школе и дополнительные занятия (спорт, музыкальная школа, занятия иностранными языками и другие).
  13. Поведение в школе, с близкими людьми.
  14. Речевое развитие (у младших детей).
  15. Моторное развитие (особенно актуально у детей 1- 3 лет).
  16. Наличия очаговой неврологической патологии (парезы, нарушения координации, зрения и другие).
  17. Перенесенные черепно-мозговые травмы.
  18. Соматические заболевания (частые ОРВИ, сахарный диабет, ожирение, наследственные заболевания и другие).
  19. Хронические стрессовые ситуации.
  20. Наследственность (отягощенность по эпилепсии, другим наследственным заболеваниям нервной системы, обменных заболеваний).
  21.  Объем проводимой реабилитации, с учетом ограничений при эпилепсии.

Безусловно, в работе врача большое значение имеет внимательность, скрупулезность, информированность, умение работать с пациентами и их родственниками с нервными и психическими болезнями, стрессоустойчивость, доброжелательность. Всё нарабатывается с опытом. А опыт – сын ошибок трудных…

 Важна также и скорость в работе с пациентом

Вы знаете, уважаемые пациенты, что по существующим нормативам, на пациента в поликлинике отводится 12 минут на один приём, 7 минут — на профилактический осмотр, а в медицинских центрах — 30 минут на консультацию. И через 12 минут в кабинет должен зайти следующий пациент со своими жалобами.

Характер жалоб меняется с учетом возраста, индивидуальных особенностей, сопутствующей патологии, ситуации. Врач, выслушав жалобу на симптом заболевания, задаёт уточняющий вопрос, углубляясь в раскрытие этого симптома. Иногда достаточно пары вопросов, и диагноз врачу очевиден, но короткий опрос по всем направлениям для исключения диагностической ошибки необходим. Навык врача оттачивается, и отрабатывается определенный стереотип опроса, который может быть резко изменен при выявлении патологического симптома.

Приведу клинические примеры жалоб при эпилепсии

Клинический пример 1. Пациент с эпилепсией на приёме после длительного перерыва в наблюдении. «На что жалуетесь?» Мама ребенка раздраженно отвечает: «Не на что! Мне от Вас нужна выписка для оформления инвалидности.» На уточняющие вопросы о приступах, отвечает, что она не помнит. Врач вынужден разъяснять маме, что в выписке нужна подробная информация с описанием приступов с указанием их частоты, и подробности по вышеописанному в этой статье. С большим трудом удается по крупицам собрать сведения для требуемой выписки, с указанием на не комплаентность пациента.

Клинический пример 2. Пациент на приёме впервые. На вопрос о жалобах мама подробно описывает приступы. Дебют приступов с 4 лет (23.06.2009 года) в 23 часа, после засыпания, садится в кровати, позывы на рвоту, остановка взора, остановка деятельности, не реагирует, смеется, длительность пароксизма 2 минуты. Такие приступы с частотой 2 раза в год в течение 2009-2010 годов. Затем приступы участились до 2 раз в месяц. По ЭЭГ — легкие диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга. Диффузная эпиактивность в фазу медленного сна.  По ЭЭГ (в динамике, в 2013 году) — эпиактивности нет. В 2011 году поставлен диагноз: Доброкачественная затылочная эпилепсия с ранним дебютом, синдром Панайотопулоса. С 2011 года получает финлепсин ретард 0,2 * 2 раза в день, после начала лечения приступы не повторялись. Пациент иногородний. На фоне снижения дозы финлепсина с 01.2014 года возобновились приступы —  3 приступа  за 3 месяца. После начала лечения трилепталом приступы купировались.

Доброкачественная затылочная эпилепсия с ранним дебютом, синдром Панайотопулоса

Других жалоб не предъявляют. Учится хорошо, поведение спокойное, занимается спортом. Рос и развивался соответственно возрасту. Наследственность по эпилепсии не отягощена. Из перенесенных заболеваний: нечастые ОРВИ. В неврологическом статусе: без очаговой неврологической симптоматики. Провели контрольные анализы, ЭЭГ сна.  Обратились для динамического наблюдения.

В этом примере за 10 минут беседы удалось собрать полную информацию. В жалобах изложено всё необходимое для диагностики, анализа, выводов. Осталось необходимое время  приема для ответов на все интересующие вопросы (что такое эпилепсия), даны подробные рекомендации по лечению, режиму, прогнозу.

Подведем итог, при эпилепсии жалобы необходимо описывать подробно. От точности перечисления жалоб зависит диагноз, тактика лечения, а значит выздоровление или улучшение.

Из жалоб при эпилепсии главное: верно изложить описание эпилептических приступов (время, частоту, характер, продолжительность, связь с событиями, ситуацией, ответ на терапию), а также рассказать о других симптомах (головные боли, головокружения, поведение, интеллект, двигательные нарушения и другие). У каждого пациента индивидуальная история. Разобраться смогут врач и пациент, только сообща.

Вот пример вторично-генерализованного клонико-тонического приступа

А это пример короткого фокального  приступа

2 Комментарии

  • blank

    Наталья, 26 июня, 2014 @ 10:32 дп

    Спасибо за статью. Дейсвительно важно правильно описать приступ и заметить все ньюансы, но только со временем мы начинаем пониманть, что происходит и на что надо обратить внимание. Мне тоже всегда казалось, что приступ у дочери длится бесконечно долго. Потом, когда начинался приступ, стала считать: 1, 2, 3, 4, 5… !0 секунд и приступ прекращается. Самой становилось легче, что приступ не такой долгий, как представлялось.

    Ответить
    • blank

      admin, 26 июня, 2014 @ 2:28 пп

      Добрый день, Наталья! Врач на приёме, задавая вопросы, направляет беседу в нужное русло и выявляет такие жалобы активно. Картина болезни часто становится ясной и врачу, и пациенту. Спасибо за отзыв!

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *