Меню (жмите)

Приятно держать в руках глянцевый журнал 2020 года «Мать и Дитя» с моей первой публикацией. Тема публикации «Дети и гаджеты: мнение невролога».

Главный редактор Журнала «Мать и дитя» Саша Вакар в нашей беседе заключила, что будет больше оберегать своих детей от избытка цифровой техники. Итак, читаем глянец с советами невролога с опытом работы более 20 лет.

Новое поколение людей растет в цифровую эру. Зависимость детей от электронных устройств вызывает обеспокоенность у Всемирной Организации Здравоохранения и у родителей. Чем же опасны гаджеты для здоровья детей, выясняем у врача-невролога госпиталя «Авиценна-Мать и дитя» в Новосибирске Елены Евгеньевны Ермоленко.

Журнал Мать и дитя
Журнал Мать и дитя

Правда ли, что гаджеты нарушают процессы развития ребенка?

— Вы знаете, наблюдая современных детей на приеме, я сделала вывод, что гаджеты – самое большое зло, которое может дать взрослый ребенку.

Сегодня вся семья (и родители, и дети) «сидят» каждый в своем гаджете. Но если мозг и психика взрослого уже сформированы, то у ребенка все активно развивается и это очень тонкий процесс.

На предостережения врача многие родители начинают не без гордости доказывать, что их ребенок к трем годам обучился с помощью приложений и мультиков так, что обогнал по развитию своего родителя. Это печально и, к сожалению, такое «развитие» обернется необратимыми последствиями для мозга, который именно в раннем детстве программирует свои «мощности» на всю оставшуюся жизнь.

Дело в том, что для гармоничного развития ребенка младшего возраста важно формирование пространственного интеллекта. Мы используем три координаты: глубину, высоту и ширину. А в гаджетах водят пальцем по плоскому экрану, то есть ребенку не понятно, что есть третья грань. 

Вспомните, когда появился телевизор, дети заглядывали за него, искали там Хрюшу и Степашку и не верили своим глазам. Детский мозг оперирует глубиной, а значит герои должны были сидеть за телевизором.

В процессе формирования пространственного интеллекта стимулируется очень важная для процесса мышления теменная доля, в которой идет накопление информации от органов чувств.

Морфологические изменения в мозге у зависимых от гаджетов
Морфологические изменения в мозге у зависимых от гаджетов

Ребенок познает мир и развивает свой мозг, исследуя его кончиками пальцев, – он берет игрушку и многократно кидает ее на пол. Нет, он не издевается над родителями, он пытается понять основные законы этого мира. Он все пробует на вкус, прощупывает руками текстуру поверхностей, температуру и вес предметов. Пробует разобрать, сломать, шагнуть, упасть и прыгнуть. Изучает– больно, горячо, колюче, сладко и прочие важные параметры окружающего мира.

Полученная им информация насыщает первый функциональный блок. В мозге ребенка накапливается опыт от экспериментов с физическим миром.

Шумно, быстро, медленно. Ага! На тысячный раз он понимает: «Да, закон работает».

Хороший родитель должен помогать с интерпретацией этих ощущений, стимулировать встречу с ними. Лужа – мокрая. Как это? Потрогай, узнай.

У всех детей до 5-7 лет доминирует правое полушарие. Недополученные ощущения, несобранная сенсорная информация от объектов реального мира обязательно негативно скажется на его общем развитии.

За счет гиперстимуляции от гаджетов возникает диссонанс в правом полушарии, который почти всегда приводит к невротическим реакциям.

— А как насчет участия гаджетов в развитии речевых навыков?

— Тут опять же мой опыт говорит, что эффект зачастую обратный.

Мамы сегодня много говорят по телефону, живут в наушниках, решают рабочие или бытовые проблемы с ребенком на руках. Кажется, что так малыш быстрее заговорит. Однако у него развивается привыкание к речи, как к постороннему шуму.

Мозг умеет концентрировать внимание и рассеивать.

Игнорировать – это тоже развивающийся навык. Такой речевой фон – не общение посредством речи, а вид социальной депривации (лишения, избегания). Какой прогноз у этого явления? Ожидайте бумеранга: игнорирования.

Так, родители жалуются: «Он меня совсем не слышит, не слушается».

Или возникают сложные речевые расстройства: дизфазии развития.

Важно общаться с малышом вживую согласно ситуации, возрасту, развивая эмоциональный интеллект.

— Какой должен быть режим пользования устройствами, чтобы это не вредило нервной системе и зрению ребенка?

Детям до трех лет не рекомендуется вообще проводить время перед экраном.

Ребенок старшего возраста не должен смотреть телевизор более двух часов в сутки.

Статья в журнале Мать и дитя
Статья в журнале Мать и дитя

«Побочные эффекты» гаджетов

1. У детей формируется выраженный наклон головы вперед (сглаживается шейный лордоз). Это приводит к болям в шее и голове, головокружению.

2. Треть детей едят с планшетом – не видят пищу и не ощущают ее вкус. Это чревато проблемами с желудочно-кишечным трактом и расстройством пищевого поведения.

3. Компьютерные игры – частые причины детских страхов. Последствия – тревожность, нарушения сна, заикание.

4. У детей фаза медленного сна занимает до 50% от общей продолжительности сна, у взрослых 5-10%. В эту фазу формируется долгосрочная память. После недозированного применения гаджетов мозг не способен перейти в фазу медленного сна, идет сбой.

Родителям необходимо четко следить за «цифровой гигиеной», так как сами дети не в состоянии контролировать возникновение зависимости от смартфонов и планшетов.

Общая продолжительность просмотра мультфильмов для детей от 3 до 7 лет составляет не более 40 — 50 минут в день; с 7 до 13 лет — не более двух часов в день.

В идеале смотреть подряд 20 минут и делать перерыв один час, но это тотально не соблюдается.

Следите, чтобы непрерывная нагрузка хотя бы не превышала часа.

  • Что касается заботы о зрении, то расстояние до телевизора должно быть не менее двух метров или не менее пяти диагоналей.
  • Не стоит смотреть телевизор в полной темноте – включайте дополнительное освещение для уменьшения светового контраста.
  • Экран не должен бликовать и в нем не должны отражаться лампы, окна, другие яркие предметы.
  • Также не рекомендую смотреть телевизор под углом.

    гаджеты для детей
    гаджеты для детей

Детям обязательно гулять на свежем воздухе по два часа в день. Свет, ветер, дождь и снег, а также физические нагрузки на прогулке – в ответ на все эти воздействия организм выдает яркую вегетативную реакцию: слезотечение, сужение или расширение зрачков и прочее. Это лучший тренажер, который поможет сохранить зрение.

Итак, берегите детей от гаджетов, не допуская более 20 минут просмотра подряд и 2 часа в день, соблюдайте цифровую гигиену. Живое общение необходимо для формирование речи; а познание окружающего мира экспериментальным путём развивает пространственный интеллект.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *