Приятно держать в руках глянцевый журнал 2020 года «Мать и Дитя» с моей первой публикацией. Тема публикации «Дети и гаджеты: мнение невролога».
Главный редактор Журнала «Мать и дитя» Саша Вакар в нашей беседе заключила, что будет больше оберегать своих детей от избытка цифровой техники. Итак, читаем глянец с советами невролога с опытом работы более 20 лет.
Новое поколение людей растет в цифровую эру. Зависимость детей от электронных устройств вызывает обеспокоенность у Всемирной Организации Здравоохранения и у родителей. Чем же опасны гаджеты для здоровья детей, выясняем у врача-невролога госпиталя «Авиценна-Мать и дитя» в Новосибирске Елены Евгеньевны Ермоленко.
— Правда ли, что гаджеты нарушают процессы развития ребенка?
— Вы знаете, наблюдая современных детей на приеме, я сделала вывод, что гаджеты – самое большое зло, которое может дать взрослый ребенку.
Сегодня вся семья (и родители, и дети) «сидят» каждый в своем гаджете. Но если мозг и психика взрослого уже сформированы, то у ребенка все активно развивается и это очень тонкий процесс.
На предостережения врача многие родители начинают не без гордости доказывать, что их ребенок к трем годам обучился с помощью приложений и мультиков так, что обогнал по развитию своего родителя. Это печально и, к сожалению, такое «развитие» обернется необратимыми последствиями для мозга, который именно в раннем детстве программирует свои «мощности» на всю оставшуюся жизнь.
Дело в том, что для гармоничного развития ребенка младшего возраста важно формирование пространственного интеллекта. Мы используем три координаты: глубину, высоту и ширину. А в гаджетах водят пальцем по плоскому экрану, то есть ребенку не понятно, что есть третья грань.
Вспомните, когда появился телевизор, дети заглядывали за него, искали там Хрюшу и Степашку и не верили своим глазам. Детский мозг оперирует глубиной, а значит герои должны были сидеть за телевизором.
В процессе формирования пространственного интеллекта стимулируется очень важная для процесса мышления теменная доля, в которой идет накопление информации от органов чувств.
Ребенок познает мир и развивает свой мозг, исследуя его кончиками пальцев, – он берет игрушку и многократно кидает ее на пол. Нет, он не издевается над родителями, он пытается понять основные законы этого мира. Он все пробует на вкус, прощупывает руками текстуру поверхностей, температуру и вес предметов. Пробует разобрать, сломать, шагнуть, упасть и прыгнуть. Изучает– больно, горячо, колюче, сладко и прочие важные параметры окружающего мира.
Полученная им информация насыщает первый функциональный блок. В мозге ребенка накапливается опыт от экспериментов с физическим миром.
Шумно, быстро, медленно. Ага! На тысячный раз он понимает: «Да, закон работает».
Хороший родитель должен помогать с интерпретацией этих ощущений, стимулировать встречу с ними. Лужа – мокрая. Как это? Потрогай, узнай.
У всех детей до 5-7 лет доминирует правое полушарие. Недополученные ощущения, несобранная сенсорная информация от объектов реального мира обязательно негативно скажется на его общем развитии.
За счет гиперстимуляции от гаджетов возникает диссонанс в правом полушарии, который почти всегда приводит к невротическим реакциям.
— А как насчет участия гаджетов в развитии речевых навыков?
— Тут опять же мой опыт говорит, что эффект зачастую обратный.
Мамы сегодня много говорят по телефону, живут в наушниках, решают рабочие или бытовые проблемы с ребенком на руках. Кажется, что так малыш быстрее заговорит. Однако у него развивается привыкание к речи, как к постороннему шуму.
Мозг умеет концентрировать внимание и рассеивать.
Игнорировать – это тоже развивающийся навык. Такой речевой фон – не общение посредством речи, а вид социальной депривации (лишения, избегания). Какой прогноз у этого явления? Ожидайте бумеранга: игнорирования.
Так, родители жалуются: «Он меня совсем не слышит, не слушается».
Или возникают сложные речевые расстройства: дизфазии развития.
Важно общаться с малышом вживую согласно ситуации, возрасту, развивая эмоциональный интеллект.
— Какой должен быть режим пользования устройствами, чтобы это не вредило нервной системе и зрению ребенка?
— Детям до трех лет не рекомендуется вообще проводить время перед экраном.
Ребенок старшего возраста не должен смотреть телевизор более двух часов в сутки.
«Побочные эффекты» гаджетов
1. У детей формируется выраженный наклон головы вперед (сглаживается шейный лордоз). Это приводит к болям в шее и голове, головокружению.
2. Треть детей едят с планшетом – не видят пищу и не ощущают ее вкус. Это чревато проблемами с желудочно-кишечным трактом и расстройством пищевого поведения.
3. Компьютерные игры – частые причины детских страхов. Последствия – тревожность, нарушения сна, заикание.
4. У детей фаза медленного сна занимает до 50% от общей продолжительности сна, у взрослых 5-10%. В эту фазу формируется долгосрочная память. После недозированного применения гаджетов мозг не способен перейти в фазу медленного сна, идет сбой.
Родителям необходимо четко следить за «цифровой гигиеной», так как сами дети не в состоянии контролировать возникновение зависимости от смартфонов и планшетов.
Общая продолжительность просмотра мультфильмов для детей от 3 до 7 лет составляет не более 40 — 50 минут в день; с 7 до 13 лет — не более двух часов в день.
В идеале смотреть подряд 20 минут и делать перерыв один час, но это тотально не соблюдается.
Следите, чтобы непрерывная нагрузка хотя бы не превышала часа.
- Что касается заботы о зрении, то расстояние до телевизора должно быть не менее двух метров или не менее пяти диагоналей.
- Не стоит смотреть телевизор в полной темноте – включайте дополнительное освещение для уменьшения светового контраста.
- Экран не должен бликовать и в нем не должны отражаться лампы, окна, другие яркие предметы.
- Также не рекомендую смотреть телевизор под углом.
Детям обязательно гулять на свежем воздухе по два часа в день. Свет, ветер, дождь и снег, а также физические нагрузки на прогулке – в ответ на все эти воздействия организм выдает яркую вегетативную реакцию: слезотечение, сужение или расширение зрачков и прочее. Это лучший тренажер, который поможет сохранить зрение.