Меню (жмите)
Стадии памяти. Приемы запоминания

Стадии памяти. Какие приемы для запоминания помогут при нарушениях памяти

Стадии памяти. Приемы запоминания
Стадии памяти. Приемы запоминания

После первичного ознакомления с содержанием текста срабатывает  первая стадия памяти — стадия чувственного восприятия. Стадия также называется мгновенной памятью. Она важна в процессе запоминания. Возникают определённые образы и  чувства. Процесс чувственного восприятия протекает непроизвольно, без нашего напряжения.

Кратковременная память формируется, если проявить  волевое усилие и постараться удержать образ в уме. При повторе мысленно фиксировать слова и образы.

Долговременная память — своеобразное хранилище информации обо всём, из чего состоит наша жизнь, культурный и информационный склад.

Для запоминания требуется  все три стадии памяти.

Отдельно выделяют оперативную память, как промежуточное звено между кратковременной и долговременной памятью. Оперативная память используется во время любого действия.

Самым важным является долговременная память – основа жизнедеятельности. Такие процессы как чтение, запоминание событий своей жизни, связи с окружающим миром накапливаются постепенно, корректируются со временем, переосмысливаются, дополняются или забываются.

При восприятии идёт мгновенное запечатление, анализ и сохранение информации.

За хранение информации ответственны нервные связи. Виды памяти одновременно расположены в разных зонах мозга. Процесс воспроизведения складывается из воспоминания и узнавания.

Эмоционально окрашенная информация лучше запоминается.

Чтобы понять физиологию запоминания, проведем аналогию.

Представьте, что Вы сидите на берегу озера и бросаете маленькие камушки в воду. От падения камушка  расходятся круги по воде. Так и в мозг поступает информация: после восприятия предмета небольшие разные участки коры заняты мнестическим процессом.

 Например, увидел яблоко, то моментально в центральной части зрительного анализатора затылочной доли коры большого мозга запечатлен зрительный образ.
Одновременно в месте пересечения височной, теменной и затылочной долей запечатлено слово «яблоко».
Если это яблоко мы попробовали на вкус, то ощущение вкуса яблока осталось в корковом центре вкуса на внутренней поверхности височных долей коры больших полушарий.

Продолжаем пример с камнями.

А если вместе с маленькими камушками одновременно бросить кирпич, то круги на воде от мелких камней сверху накроются волной от большого круга с места падения кирпича. Мелких кругов видно не будет, они сотрутся, поглотятся.

Так, более эмоционально окрашенная информация поглотит, сотрет менее значимую, «мелкую», маловажную, неинтересную информацию.

В жизни так происходит часто.

Например, сидит ученик на уроке и слушает в пол-уха учителя. И тем временем ведет увлекательную переписку по телефону под партой. Всем ясно, что сохранится в его памяти: переписка или тема урока.

Наглядный, эмоционально поданный, интересный учебный материал запоминается легче, надолго, почти без усилий.

Большое значение эти знания имеют для коррекции особенностей мышления при эпилепсии.

Как запоминать текст или стихотворение

Есть много способов быстро запомнить текст, но эффективно найти свой индивидуальный, выбрать свои приёмы учить наизусть.

Приемы запоминания

1.    Озвучить текст с разной скоростью.

Читаем быстро и выразительно, затем быстрее. Увеличиваем темп, но четко произносим слова.  Далее растягиваем слова. Мысли на этапах произнесения текста с разной скоростью работают по-разному. В конце возвращаемся к среднему выразительному темпу речи.

2.    Произнести текст с различной степенью громкости.

Громко читаем текст, как по микрофону. Затем снижаем громкость чтения до тихой. Произносим текст шепотом, еле слыша себя. Повторяем и чередуем громкость чтения, но вдумываемся в смысл слов.

3.    Читаем текст со сменой логического ударения.

Это помогает в сложных для заучивания частях. Фразу произносим, поочерёдно ставя логическое ударение на каждое слово. Внимание направлено на смысл слова.

Например, заучим пословицу о памяти.

1.    ПАМЯТЬ в темени, мысль во лбу, а хотение в сердце.
2.    Память в ТЕМЕНИ, мысль во лбу, а хотение в сердце.
3.    Память в темени, МЫСЛЬ во лбу, а хотение в сердце.
4.    Память в темени, мысль ВО ЛБУ, а хотение в сердце.
5.    Память в темени, мысль во лбу, а ХОТЕНИЕ в сердце.
6.    Память в темени, мысль во лбу, а хотение В СЕРДЦЕ.

Запомнили!

4.    Озвучиваем текст разными голосами.

Чужим голосом, как учитель, как бабушка, как актер, как Винни Пух.

5.    Читаем текст  в разных местах.

В спальне, на кухне, в ванной.

6.      Пересказываем текст своими словами

Пересказ с подробным описанием, близко к тексту, детализируя, позволяет запомнить смысл и последовательность сюжета, активируя ассоциативный ряд.

7.    Переписываем текст.

Во время написания участвуют разные виды памяти, ведь участвуют ещё руки и зрение, от этого включается в процесс запоминания дополнительный объем мозга.

8.    Разделяем на части.

Как выучить большой текст. Разделяя текст на куски, логически законченные, запоминается легче. Этот простой способ известен каждому.

9.    Записываем на диктофон.

Запись на диктофон
Запись на диктофон

Помогает людям, у которых развита слуховая память. Требуется записать на диктофон и многократно прослушивать, повторяя вместе и затем самостоятельно. Многократное прослушивание помогает выучить текст песен. Слушаем и подпеваем.

10.  Объединяем предыдущие три способа:

записываем на листочек,

разбиваем на связанные по смыслу части,

прослушиваем записанные на диктофон фразы.

Такой способ помогает выучить текст быстро и запомнить надолго.

11. Иллюстрируем.

Каждое слово в предложении схематически рисуем на листочке.

Например, Маша пошла в лес к бабушке.

Рисунок :

Иллюстрации для запоминания
Иллюстрации для запоминания

12. Задаём вопросы.

Вопрос задается к каждому слову или к трудно запоминаемым частям текста. Ассоциативный ряд помогает закрепить материал.

В этой статье мы познакомились со стадиями памяти. Узнали, как выучить текст, двенадцать  приёмов для запоминания.

2 Комментарии

  • blank

    Сабрина, 28 октября, 2014 @ 7:54 дп

    Полезная статья. Ведь сегодня надо запомнить много информации. Чтобы легко запомнить, нужно искренне заинтересоваться.

    Ответить
    • blank

      admin, 28 октября, 2014 @ 12:04 пп

      Спасибо, за отзыв, Сабрина!

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *